5 класс. Русский язык. ВПР. Вариант 1.

 

Данный вариант составлен в формате ВПР по образцу демоверсии ФИПИ.

Даны ответы на вопросы и комментарии к ним, что поможет учащимся при подготовке  к ВПР.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

Версия для копирования.

1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В золотые осе(н,нн)ие 1 дни собр…лись к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили 2 они над рекой над родным болотом. Собрались в стройные кос…ки пот…нулись в дальние страны 3.

Через леса через поля через шумные города высоко в неб… л…тели журавли. В глухом лесу ост…новились они на краю болота на отдых.

Ещё до ра…света проснулись журавли. Чуть свет…тся над рекой над лесными ч…рными макушками ра(н,нн)яя зорька. Один за другим журавли плавно поднимают?ся с болота. Высоко поднимут?ся журавли. С высок…го ясн…го неба услыш…м мы их прощальные крики 4.

До свиданья до свиданья журавли  До радос…ной встреч… весною

(По И. Соколову-Микитову).

Ответ:

Правильный ответ
2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1)– фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

Ответ:

Правильный ответ

 

3

Поставьте знак ударения в следующих словах.

баловать, договор , занята, туфля

Ответ:

Правильный ответ

 

4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли.

Ответ:

Правильный ответ

 

4

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам учителя в ближайшее время должна быть контрольная работа.

2) Мария Сергеевна сказала, что на следующем уроке будет контрольная работа.

3) Ребята на следующем уроке будет контрольная работа сказала Мария Сергеевна.

4) Скоро контрольная работа ребята.

Ответ:

Правильный ответ
6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Осенью лес удивляет многообразием красок.

2) Жёлтые и красные листья клёна шуршали под ногами.

3) Спасибо, осень, за такую красоту!

4) Тёплое и солнечное начало осени всегда радует людей.

Ответ:

Правильный ответ
7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Осенний дождь тоскливый и унылый.

2) Дождь закончился и выглянуло долгожданное солнце.

3) Дождь и ветер – частые спутники осени.

4) Несмело выглянуло солнце и постепенно осветило всё вокруг.

Ответ:

Правильный ответ
8
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 − 12.

 

(1) У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. (2) Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. “Сережа!” — позову я его деловито. (3) Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.

(4) За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. (5) И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. (6) Но раз мне удалось сделать открытие. (7) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. (8) Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”.

(9) Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. (10)  Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. (11) Я стал наблюдать. (12) К вечеру луг опять позеленел. (13) Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. (14) Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

(15) С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

(М.М. Пришвин).

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Правильный ответ
9

Что удивило ребят, наблюдающих за одуванчиками? Запишите ответ.

 Ответ:

Правильный ответ
10

пределите, какой тип речи представлен в предложениях 9-11 текста. Запишите ответ.

Ответ:

Правильный ответ
11

В предложениях 9 −11 найдите слово со значением «ожидать». Выпишите это слово.

Ответ:

Правильный ответ
12

В предложениях 1-3 найдите синоним к слову «игра» и выпишите его.

Ответ:

Правильный ответ

 

 

Вернутьсяк списку ВПР по русскому языку, 5 класс