Готовимся к ОГЭ по обществознанию. ТЕРМИНЫ. Духовная жизнь общества.

 

Духовная сфера общественной жизни – сфера, охватывающая образование, науку, философию, религию, нравственность, искусство, научные учреждения и учреждения культуры, религиозные организации.

Духовная жизнь – это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовная жизнь общества, виды:

духовно – теоретическая деятельность (мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы)

духовно – практическая деятельность (распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей).

Духовный мир человека – внутренняя духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей .

Духовное производство —деятельность, результатом котрой являются идеи, теории, духовные ценности.

Гуманизация – внимание общества к личности, ее интересам и запросам. Гуманизация образования требует такого содержания образования, чтобы каждый ученик получил возможность максимально развить свои способности и дарования (например: приобщение к образованию инвалидов).

Гуманитаризация – усиленное внимание к изучению общественных и гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека.

Гуманитарные науки: философия, история, обществознание, литература, русский и иностранные языки, социология, политология, культурология.

«Золотое правило морали (нравственности)» — чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Интернационализация – сближение различных национальных образовательных систем

Искусство – художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре и др.

Контркультура – субкультура, противостоящая, конфликтующая с господствующими ценностями.

Культура – в широком смысле — все, что создано и создается человеком. Различают культуру материальную (техника, производство, и т.д.) и духовную (наука, искусство, религия, мораль, философия и т.д.)

Культура – в узком смысле уровень цивилизованности, воспитанности человека и общества.

Виды культуры: духовная материальная

Разнообразие культур: массовая, народная, элитарная, СМИ и др.

Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, присущие всем культурам независимо от географического места и исторического времени.

Мораль – совокупность правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям. (уважать старших, любить родителей и др.) В отличие от норм права нормы морали не записаны в официальных государственных документах и за их нарушение человек не будет привлечен к юридической ответственности.

Наука – творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука включает в себя: ученых с их знаниями, научные учреждения, специальное оборудование, методы научно- исследовательской работы, особый язык науки.

Образование – процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире. целенаправленный процесс воспитания и обучения детей и взрослых. Современная стратегия образования – достижение качества, отвечающего требования 21 века.

Патриотизм – чувство любви и преданности Родине.

Религия – вера в существовании сверхъестественных сил

Субкультура – система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе (Например: молодежная, детская субкультура и др.)

Ценности (ценностные ориентации) – идеалы, нравственные нормы, которыми руководствуется человек в обществе (например: добро, справедливость, честь, Родина, семья и др.)

 

Вернутьсяк списку тестов ОГЭ по обществознанию