Готовимся к ВПР. Обществознание. 6 класс. Тема 2. Семья. Термины, теория.

 

Тема 2. Семья. Термины, теория.

 

Семья — ячейка общества, это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья — это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства.

Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением.

Фазы жизненного цикла семьи:
  • Первая стадия — заключение брака, появление первого ребенка. Эта фаза продолжается до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
  • Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.
  • На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Ее называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Они занимают место, опустевшее после отъезда взрослых детей. Третья стадия заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек.
  • Четвертая стадия — стадия затухания. Она заканчивается смертью одного или обоих супругов.

 

Виды современных семей.
  • Нуклеарная семья (от лат. nucleus — ядро), включающая родителей и одного ребенка.
  • Все остальные родственники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п. — относятся к периферии семьи.
  • Расширенная, многопоколенная – семья, в которой несколько поколений живут вместе. Такая семья расширяется за счет 3—4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т.п.

 

Традиционная многопоколенная семья все больше вытесняется современной двухпоколенной, или нуклеарной семьей.

Развод.

С течением времени многие семьи распадаются.

Мотивы развода — это субъективные причины, названные самими раз-

водящимися или экспертами. Мотивы отражают чувства, переживаемые супругами на период развода, а не реальные проблемы, приведшие к нему. Мотивы субъективны.

 

Наиболее частыми являются следующие мотивы:

 

  • Отсутствие общих взглядов и интересов.
  • Несходство характеров.
  • Любовь к другому человеку.
  • Супружеская неверность.
  • Алкоголизм и связанные с ним грубость и побои.
  • Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий.
  • Вмешательство родителей в семейные дела супругов.

 

Причины развода объективны, это те реальные проблемы, которые совместно супруги решить не могут. Например, недостаточная жилплощадь, отсутствие денег, проживание с тещей или свекровью и

т.д. вполне могут стать причиной развода.

Повод к разводу – это конкретный эпизод, случай во взаимоотношениях супругов, который привёл к разводу.

Он отрицает определенный тип отношений в браке — отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов.

Развод играет очень важную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашел счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это еще раз, чем жить в нелюбви, авторитарном подавлении одного другим, унижении личного достоинства.

Нельзя запретить разводы, это равносильно закрепощению личности. Но следует более осмысленно подходить к выбору

партнера, и когда он произошел, приложить максимальные

усилия к воспитанию друг друга в браке, стараться сохранить семью, сделать её счастливой.

Семья в РФ находится под защитой государства.

В нашей стране есть документы, в которых защищаются права семьи в целом, права ребёнка, защищается материнство и детство, предоставляются права семье и её членам.

 

Это следующие документы.

  • Конституция РФ.
  • Семейный кодекс.

 

Права ребенка.

Право это возможность что-то делать, закреплённая в законах и гарантированная государством.

 

Основные права ребёнка.
Каждый ребенок имеет право:
  • Право на имя и гражданство,
  • Право на семью,
  • Право на бесплатную медицинскую помощь,
  • Право на отдых и досуг,
  • Право на посещение школы,
  • Право на равенство,
  • Право на собственное мнение,
  • Право на свободу выражения своих мыслей,
  • Право на получение информации,
  • Право на защиту от насилия и жестокости,
  • Право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями),
  • Право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию,
  • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на заботу и защиту со стороны государства.

 

 

Отношения между поколениями.

Отношения между поколениями – это отношения между родителями и детьми, а также между ними и бабушками, дедушкам (это отношения по вертикали).

Отношения по горизонтали – это отношения между членами семьи одного поколения между братьями и сёстрами).

Отношения между поколениями нужно сроит на взаимопонимании, поддержке, стремиться избегать конфликтов, но если они возникли, то решать их мирно и спокойно.

 

Семейное хозяйство.

Рациональное ведение хозяйства.

Семейное хозяйство – это совместное проживание членов семьи и общий быт. Материальную основу домашнего хозяйства составляют деньги, заработанные её членами, сначала родителями, а затем и детьми. Из них складывается бюджет семьи- расходы и приходы денег. Прежде всего, необходимо удовлетворять потребности, среди которых есть жизненно важные — в пище, одежде, жилье, отдыхе.

Нужно рассчитывать, сколько денег надо выделить на питание, а сколько — на другие семейные нужды, расходы на ежедневные покупки, нужно соблюдать экономию (бережно расходует ресурсы семьи, то есть сколько есть денег).

Успешность ведения семейного хозяйства во многом зависит от таких качеств, как бережливость, экономность. Члены семьи должны быть рачительными, то есть старательными, усердными в исполнении дел, разумно бережливыми.

Семейное хозяйство – это и все домашние дела, в ведении которых вы, ребята, должны помогать своим родителям.

 

 Заботы членов семьи.

Очень важно, чтобы в семье было взаимопонимание. Нужно стремиться помогать друг другу, заботиться о членах семьи. Родители заботятся о детях: об их питании, одежде, учёбе, отдыхе, здоровье; заботятся о старших членах семьи.

Дети по мере возможности должны проявлять заботу как о родителях, так и о младших сестрёнках и братишках (помогать готовить уроки, отводить в садик или в школу и др.), а также помогать бабушкам и дедушкам.

 

Распределение обязанностей.

В семье обязательно должно быть распределение обязанностей.

Родители зарабатывают деньги, обеспечивают семью, отвечают за детей и других членов семьи.

Дети по мере взросления тоже должны иметь обязанности: от уборки в доме, покупки продуктов, до помощи в воспитании младших и уходу за престарелыми старшими членами семьи.

Только тогда семейная атмосфера будет наполнена взаимопониманием, уважением, поддержкой, любовью.

 

Обязанности подростка.

Обязанности – это действия, требуемые о кого-то и безусловные (обязательные) для исполнения.

У подростка в семье есть обязанности, которые он должен выполнять.

Среди них: участие в хозяйственной деятельности (например, помощь по дому, в саду и т.п.), помощь родителям в воспитании младших братьев и сестёр, другая помощь родителям и старшим членам семьи, уважительное к ним отношение.

 

Свободное время.

Свободное время – это время, которое остаётся у человека после учёбы, работы, выполнения им обязанностей. Его нужно проводить с пользой: занимать самообразованием и саморазвитием, спортом, посещать музеи, кино, театры, встречаться с друзьями; хорошо проводить свободное время с семьёй, особенно на природе. Главное, чтобы в это время человек хорошо отдохнул и физически, и духовно, получил заряд сил и энергии для дальнейшей работы и учёбы.

Занятия физкультурой и спортом.

Здоровье всему голова. Так гласит пословица. Нужно уделять очень большое внимание своему здоровью: заниматься физкультурой, рационально питаться, не забывать о личной гигиене, по возможности посещать спортивные секции, ходить в фитнес- клубы. Хорошо заниматься спортом вместе с друзьями и семьёй: походы, поездки на лыжах, велосипедах и др. сплачивают духовно.

 

Телевизор и компьютер.

В век компьютерных технологий человек должен чётко понимать, что телевизор и компьютер – это средство получения информации, ОДИН из способов общения. Нельзя занимать всё свободное время компьютерными играми, уходить в виртуальную реальность. Живое общение, чтение книг, встречи с друзьями – намного важнее, интереснее и полезнее, чем часы, проведённые за компьютером или бесконечными телесериалами.

 

Увлечения человека.

Человек должен быть увлечённым чем-то, то есть интересоваться, любить заниматься чем-то. Это делает его жизнь интересной, насыщенной, наполненной смыслом. Увлечения, или хобби, развивают человека, приучают достигать цели, учат рационально использовать время. Увлечений может быть много: занятия спортом, музыкой, рисованием; вышивание, коллекционирование, увлечение выращиваем цветов, научная работа и многое другое. Главное, чтобы увлечения приносили радость и человеку, и людям, которые с ним с общаются, не привели бы к отгораживанию от других.

Значимость здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

ЗОЖ включает в себя:
  • физическую активность,
  • здоровое питание,
  • соблюдение правил гигиены,
  • отказ от вредных привычек (курение, распитие алкоголя и др.),
  • правильный режим дня,
  • укрепление организма путём занятия физкультурой и спортом.
Значимость здорового образа жизни.
  • снижается возможность заболеваний,
  • обеспечиваются хорошие взаимоотношения в семье, друзьями, так как здоровье – это не только физическое благополучие, но и душевное;
  • ЗОЖ является основой высокой социальной активности, человеку хочется принимать участие в делах, которые проводятся дома, в школе;
  • появляется высокая работоспособность организма, снижается усталость;
  • появляется жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм;
  • человек чувствует себя счастливым.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

Вернутьсяк ВПР по обществознанию