Готовимся к ВПР. Русский язык. 5 класс. Задание № 10. Типы речи.

 

Как выполнить задание № 10?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

Пример задания № 10.

  1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл.

Ответ: повествование

 

Как определить тип речи?

Признаки типов речи.

ПОВЕСТВОВАНИЕ.

  • В повествовании повествуется, рассказывается о чём-то (о событии, явлении, действии).
  • В таком тексте много глаголов, а также наречий, так как они указывают на то, где, когда, почему происходило действие.
  • То. о чём идёт речь в повествовании, обязательно находится в развитии, движении.

Вопросы.

Что произошло?

Когда, где происходило событие?

Пример повествования.

Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперёд и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к реке. На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Лёгкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.

 ОПИСАНИЕ.

  • При описании даются характеристики предмета, явления, события.
  • В данном типе текста идёт перечисление признаков чего-либо.
  • Предмет, явление, событие описываются в данный монет времени, нет движения, развития, изменения происходящего.
  • Чаще всего описывают пейзаж, обстановку, внешний вид чего- то или кого-то.
  • При описании используют много прилагательных.

Вопрос: какой это предмет, какое событие, явление.

Пример описания.

 

Он (Герасим) нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. (И.С.Тургенев «Муму».)

 РАССУЖДЕНИЕ.

  • В рассуждении что-то доказывается, поясняется.
  • Начинается рассуждение с тезиса, то есть предложения, содержащего мысль, которую будут доказывать.
  • Далее идут доказательства (аргументы).
  • В конце делается вывод из сказанного.

Вопросы: почему это произошло, почему он такой и т.д.

Пример рассуждения.

Муравьи – лесные санитары.

Они помогают нам сохранять леса. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц.

Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие веточки. Так они разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха, влаги.

Нельзя губить жилища муравьёв.

Итак, мы вспомнили особенности типов речи, теперь вам легко будет выполнить задание.

Как выполнить задание № 10?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Внимательно прочитайте указанные предложения из текста.
  • Подумайте, какие вопросы к ним можно задать:

Что произошло? Когда, где происходило событие? (Это повествование)

Какой? (Это описание)

Почему? (Это рассуждение).

  • Вспомните признаки типов речи, убедитесь в правильности ответа, запишите ответ.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

  Вернутьсяк списку ВПР по русскому языку, 5 класс