Готовимся к ВПР. Русский язык. 6 класс. Задание № 3. Фонетика.

Русский язык. 6 класс.

Задание № 3. Фонетика.

 

Образец задания № 3.

3.В выделенном предложении найдите одно слово, в котором звуков больше, чем букв, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Ответ.

Золотая (или своей)

 

Пояснение.

Золотая — буква Я обозначает два звука [йа], поэтому в слове букв -7, звуков -8.

Своей – буква Е обозначает два звука [йэ], поэтому в слове букв -5, звуков -6.

 

Какие вопросы могут быть в задании № 3?

  • В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
  • В выделенном предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков, выпишите это слово.
  • В выделенном предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв, выпишите это слово.
  • В выделенном предложении найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие, выпишите это слово.
  • В выделенном предложении найдите слово, в котором все согласные звуки глухие, выпишите это слово.
  • В выделенном предложении найдите слово, в котором все согласные звуки твёрдые, выпишите это слово.
  • В выделенном предложении найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие, выпишите это слово.
  • В выделенном предложении найдите слово, в котором происходит оглушение согласного, выпишите это слово.
  • В выделенном предложении найдите слово, в котором происходит озвончение согласного, выпишите это слово.

 

 

 ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ.

  • Нужно уметь определять глухие и звонкие согласные звуки.
  • Нужно уметь определять твёрдые и мягкие согласные звуки.
  • Нужно знать случаи, когда количество букв и звуков не совпадает.
  • Нужно помнить, что необходимо не только выписать слово, но объяснить, почему подходит именно оно.

Вспомним теорию, которую нужно знать, чтобы выполнить задание № 3.

Глухие и звонкие согласные звуки.

  • Парные согласные по звонкости-глухости: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
  • Все остальные согласные не имеют пары по звонкости- глухости.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

  • Всегда мягкие согласные: [Ч’],[Щ’],[Й’] ( у них нет парного твёрдого).
  • Всегда твёрдые согласные: [Ж],[Ш],[Ц] ( у них нет парного мягкого).
  • ВСЕ остальные согласные – парные по твёрдости-мягкости.
  • Перед [И] согласные мягкие, кроме тех, которые всегда твёрдые.
  • [Й’]- всегда мягкий, звонкий, непарный.

Оглушение и озвончение согласных.

  • Оглушение – это произношение звонкого согласного глухо (дуб- [дуп]).
  • Озвончение – это произношение глухого согласного звонко (сделал – [зделал]).

Случаи, когда количество звуков и букв НЕ совпадает.

  • Запомните: нет звуков Е, Ё, Ю, Я. Это буквы.

Они обозначают один звук, если стоят ПОСЛЕ СОГЛАСНОГО, смягчая его.

Во всех остальных случаях эти буквы обозначают два звука.

  • Ъ и Ь знаки НЕ обозначают звуков.
  • -ТСЯ и -ТЬЯ звучат как [ЦА]. Пример: смеяться [см,эй,аца]
  • Удвоенные согласные звучат как один долгий звук.

 

Как выполнить задание № 3?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Перед ВПР выучите теорию, которая будет нужна при выполнении задания № 3.
  • На ВПР внимательно прочитайте задание, поймите, какое слово вам нужно искать в предложении.
  • Если вы нашли слово, то обязательно на черновике напишите его транскрипцию (то есть запишите все звуки), отметьте, какие звуки в нём (по заданию): МЯГКИЕ ИЛИ ТВЁРДЫЕ, ГЛУХИЕ ИЛИ ЗВОНКИЕ, ЧЕГО БОЛЬШЕ – ЗВУКОВ ИЛИ БУКВ).
  • Если уверены, что именно это слово правильное, выпишите его и объясните причину, по которой именно оно подходит по заданию.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

  Вернутьсявернуться к ВПР по русскому языку, 6 класс