ОГЭ- 2020. Русский язык. ВАРИАНТ № 3.

ОГЭ- 2020. Русский язык.

ВАРИАНТ № 3.

Вариант составлен в формате ОГЭ-2020. Даны подробные ответы на все вопросы и комментарии к ним.

Материал будет полезен учащимся при подготовке к ОГЭ

 

Версия для копирования.

1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Текст для прослушивания.

 

 Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые.

Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.       Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

(164 слова).

(По Д.С. Лихачёву).

Ответ:

Правильный ответ

2

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Наверняка вам приходилось слышать, что человечество изучило космос гораздо лучше, чем океан, который находится прямо у нас под носом. (2) Чтобы выяснить, так это или нет, можно рассуждать с двух разных направлений.

(3) Самым простым и быстрым решением данного вопроса будет заявление о том, что мы даже не знаем, насколько далеко простирается наша вселенная, конечна она или бесконечна, а также по каким физическим законам она живет. (4) Поэтому, конечно же, ни о каком преимуществе в изучении космоса перед океаном нельзя говорить.

(5) Но попробуем посмотреть на проблему под другим углом и изучать не дальний космос с расстояниями в десятки и сотни тысяч световых лет, а нашу Солнечную систему и ее окрестности.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) находится под носом (предложение 1)

2) можно рассуждать (предложение 2)

3) она конечна (предложение 3)

4) нельзя говорить о преимуществе (предложение 4)

5) попробуем посмотреть и изучать (предложение 5)

Ответ:

Правильный ответ

3

Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Проснувшись поутру (1) довольно поздно (2) я увидел (3) что буря утихла. Я расплатился с хозяином (4) который взял с нас такую умеренную плату (5) что даже Савельич с ним не заспорил (6) и не стал торговаться по своему обыкновению (7)и вчерашние подозрения изгладились совершенно (8) из головы его.

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»).

Ответ:

Правильный ответ

4

Синтаксический анализ. Замените словосочетание «школьный двор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

Правильный ответ

5

 Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) КУСОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е, потому что при склонении гласный выпадает.

2) ПЕРЕСКАЗАННЫЙ- в полной форме страдательного причастия прошедшего времени пишется -НН-, если есть приставка.

3) СГОРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.

4) ПРЕДЫЮЛЬСКАЯ жара — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.

5) ССОРА — С- пишется на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук.

Ответ:

Правильный ответ

6

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

ТЕКСТ.

(1) Родился человек. (2) И, несмотря на то, что в нем было заложено стремление к счастью, первым делом заплакал.(3) Еще бы – рождение в этом мире кому угодно покажется кошмаром. (4) Иногда наш младенец был счастлив, особенно когда его ласкала мама. (5) Но нередко испытывал стрессы, даже ужас, иначе, с чего бы младенцам так громко кричать? (6) Мир нередко устрашает своих новоявленных посетителей.

(7) Затем младенец вступил в эпоху детства. (8) «Детство – счастливая пора», – так думают взрослые, которые забыли, что временами им самим в детстве хотелось убежать из дома подальше от диктата родителей. (9) Вот и наш ребенок тоже не всегда был доволен и однажды подумал: (10) «Нет в детстве счастья, потому что взрослые своим воспитанием покоя не дают: не шмыгай носом, не сутулься, мой руки перед едой… (11) Вот вырасту, тогда и буду счастливым».

(12) Вырос юноша, поступил в университет. (13) Сначала действительно был на седьмом небе, когда узнал, что прошел сквозь сито жесткого отбора. (14) Но потом начались зачеты, сессии, пересдачи… (15) И подумал тогда студент: «Вот закончу эту нудную учебу, устроюсь на работу – тогда и начнется мое счастье». (16) И еще вспомнил с сожалением: «Эх, было же детство золотое, беззаботное – ни зачетов тебе, ни экзаменов!».

И так всю жизнь человек ждёт, что вот-вот будет счастлив, надо лишь немного подождать. И только в старости его осенило, что счастье не в прошлом и не в будущем, а здесь и сейчас.

(Феликс Кузнецов)

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мир страшен для новоявленных посетителей.

2) Детство – это самая счастливая пора.

3) Детям часто хочется убежать от диктата родителей.

4) Как же легко и просто учиться в университете!

5) Дети думают, что счастливыми они будут, кога вырастут.

Ответ:

Правильный ответ

7

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Иногда наш младенец был счастлив, особенно когда его ласкала мама.

2) Затем младенец вступил в эпоху детства.

3) Сначала действительно был на седьмом небе, когда узнал, что прошел сквозь сито жесткого отбора.

4) «Эх, было же детство золотое, беззаботное – ни зачетов тебе, ни экзаменов!».

5) И так всю жизнь человек ждёт, что вот-вот будет счастлив, надо лишь немного подождать.

Ответ:

Правильный ответ

8

 

Ответ:

Правильный ответ

9.1.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного методиста Екатерины Ивановны Никитиной: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда … даже вместо слов». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Правильный ответ

9.2.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И так всю жизнь человек ждёт, что вот-вот будет счастлив, надо лишь немного подождать. И только в старости его осенило, что счастье не в прошлом и не в будущем, а здесь и сейчас».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Правильный ответ

9.3.

Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что делает человека счатливым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Правильный ответ

 

  Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ