ОГЭ- 2020. Русский язык. ВАРИАНТ № 4.

ОГЭ- 2020. Русский язык.

ВАРИАНТ № 4.

Вариант составлен в формате ОГЭ-2020. Даны подробные ответы на все вопросы и комментарии к ним.

Материал будет полезен учащимся при подготовке к ОГЭ

Версия для копирования.

1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Текст для прослушивания.

Продолжить самого себя в своем ребёнке – это великое счастье. Но воспитать детей нужно прежде всего людьми. В человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает ему добро. Однако за добро он переживёт чувство благодарности лишь тогда, когда сам будет делать добро для отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Детское счастье по своей природе эгоистично. Всё, что дают ему родители, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Он должен сам понять, что источник его радостей – труд старших. К сожалению, может получиться, что в честной трудовой семье, дети вырастают бессердечными эгоистами.

Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то отдаёт свою силу, ум. Каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Ребёнка нужно учить его видеть, понимать, чувствовать людей.

(По Г. Сухомлинскому.)

(132 слова).

Ответ:

Правильный ответ

2

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Случайно уронив бутылку с водой себе под ноги, вы облегченно вздохнете, подумав «как же хорошо, что ученые изобрели такой практичный материал как пластик». (2) Ведь если бы не он, пол был бы залит жидкостью, а вы рисковали наступить на острые осколки.

(3) Представьте, что вы пошли в поход и, конечно же, взяли с собой минеральную воду в пластиковой бутылке. (4) Через несколько часов вся вода израсходована и ненужный пластик можно выбросить. (5) Но вот проблема — вокруг нет ни одной урны, и в голову закрадывается мысль: «а не кинуть ли эту бутылку где-нибудь здесь — рано или поздно пластик разложится». (6) Но ответственный и здравомыслящий человек никогда так не поступит. (7) Органические материалы, будучи закопанными в почву, быстро разлагаются и превращаются в компост бактериями. (8) Но когда дело касается пластика, бактерии не помогут с его разложением.

(9) Установлено, что под воздействием прямых солнечных лучей обычная пластиковая бутылка разрушается примерно за год.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) вы пошли (предложение 3)

2) вода израсходована (предложение 4)

3) не кинуть (предложение 5)

4) материалы разлагаются быстро (предложение 7)

5) установлено (предложение 9)

Ответ:

Правильный ответ

3

3.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вдруг все зашевелилось (1) толпа заговорила ((2) подвинулась (3) и между двух расступившихся рядов вошел государь. Государь шел быстро (4) кланяясь направо и налево (5) как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Государь прошел в гостиную (6) и толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда (7) и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной (8) в которой показался государь (9) разговаривая с хозяйкой. Мужчины стали подходить к дамам (10) и строиться в пары польского. (Л.Н. Толстой)

Ответ:

Правильный ответ

4

4.Синтаксический анализ. Замените словосочетание «коллективное решение», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

Правильный ответ

5

5.Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОТТАЩИТЬ в сторону – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется глухая буква Т.

2) НЕ ВЕСЕЛО, а скучно — НЕ пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом А.

3)ВЗВЕШЕННОЕ решение — в суффиксе причастия -ЕНН- пишется Е, так как слово образовано от глагола замесить (не на -ать-, -ять-).

4) КЛЮКВЕННЫЙ напиток — В причастиях, образованных с помощью суффикса -ЕНН- , пишется -НН-».

5) ТОЧЬ-В-ТОЧЬ — Ь знак пишется на конце наречий после шипящих.

Ответ:

Правильный ответ

6

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

(1)Материнство — это такое чудесное, радостное время! (2) Состояние счастья будет сопровождать весь долгий и порой нелёгкий путь матери.

(3) Ночь неслышно спустилась на землю, пропали очертания дороги, стало холодно и ветер превратился в ураган.(4) Обняв малышей, мать прошептала им тихо и уверенно:

(5) — Ничего не бойтесь! Я с вами рядом! Скоро всё пройдёт и будет светлый день!

(6) А дети и не боялись: прижавшись к маме, они засыпали и улыбались солнышку, которое будет ждать их утром. )7) На следующее утро словно сказочный исполин встала гора на пути матери с детьми. (8) Её вершина пряталась в облаках, и орлы парили возле заснеженного пика. (9) Обняв детей за плечи, мать вступила на горную дорогу к вершине. (10) На середине пути они сделали привал:

(11) — Потерпите! Осталось немного, мы дойдём! Только вперёд!

(12) Уже на самой вершине, устраиваясь на ночлег в пещере, один из близнецов сказал:

(13) — Спасибо, мама… без тебя нам не дойти было б. (14) На следующее утро мама посмотрела на небо: кровавым дымком потянуло со стороны полей, в мир пришла война. (15) Злобу и ненависть понёс на своих крыльях некогда тёплый и ласковый ветер. (16) Чёрный дым окутал планету, но мать сказала детям:

(17) — Не бойтесь! Смотрите на свет и доверьтесь ему!

(18)И, взявшись за руки, они вышли из тьмы. (19) Таяли снега и им на смену приходило буйство трав, опадали листья и под белым, живописным покрывалом засыпали поля до весны. (20) Летели годы и сгорбилась мать, не твёрдой стала её походка. (21) А дети её наоборот — крепли, росли и смело входили в молодость. (220 Теперь, когда путь был долог и труден, они со смехом несли мать на руках, нежно и осторожно.

(23) На всю жизнь останется ощущение материнской руки на плече. (24) Мы связаны с матерью навечно, чем-то единым и, порой, неосязаемым, мы едины и неразделимы. (25) Мы ощущаем мамино присутствие и её взгляд, когда радуемся, предаёмся печали или просто погружены в будничные заботы.

(26) Мать выпускает нас в жизнь и учит по ней идти, а мы нуждаемся в таком проводнике всегда. (27) Ведь очень часто нам нужен материнский совет. (28) И ничего на земле не может разделить нас.

(По материалам Интернета).

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мать поддерживает детей, подбадривает, призывая идти вперёд, не боясь ничего.

2) Мать с детства оберегает детей, помогает им идти по жизни.

3) Дети вырастают и быстро забывают о своей матери.

4) Ощущение материнской руки на плече остаётся у детей на всю жизнь.

5) Только детям так нужна материнская поддержка, взрослые уже могут обходиться и без неё.

Ответ:

Правильный ответ

7

7.Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Мы ощущаем мамино присутствие и её взгляд, когда радуемся, предаёмся печали или просто погружены в будничные заботы.

2) Ночь неслышно спустилась на землю, пропали очертания дороги, стало холодно и ветер превратился в ураган.

3) Мы ощущаем мамино присутствие и её взгляд, когда радуемся, предаёмся печали или просто погружены в будничные заботы.

4) Мать выпускает нас в жизнь и учит по ней идти, а мы нуждаемся в таком проводнике всегда.

5) Ночь неслышно спустилась на землю, пропали очертания дороги, стало холодно и ветер превратился в ураган.

Ответ:

Правильный ответ

8

8.Лексический анализ.

Подберите синоним к слову ЛЕТЕЛИ в предложении.

Летели годы и сгорбилась мать, не твёрдой стала её походка.

Запишите этот синоним.

Ответ:

Правильный ответ

9.1.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В. В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Правильный ответ

9.2.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Мать выпускает нас в жизнь и учит по ней идти, а мы нуждаемся в таком проводнике всегда. Ведь очень часто нам нужен материнский совет. И ничего на земле не может разделить нас». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Правильный ответ

9.3.

Как Вы понимаете значение слов МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Значение материнской любви в жизни человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Правильный ответ

 

  Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ