ОГЭ. Русский язык. Задание № 8. Лексический анализ слова. Как выполнить задение № 8? Рекомендации.

Задание № 8.

Лексический анализ слова.

 

Как выполнить задание № 8? РЕКОМЕНДАЦИИ.

Задание № 8 звучит следующим образом.

8. Лексический анализ.

Замените слово «ЗЫБЬ» (2 предложение) синонимом. Запишите это слово.

Ответ: ___________________________.

 

ИЛИ

 

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.

ИЛИ

 

Найдите в тексте антоним к слову ПОПЛЁЛСЯ (предложение 43). Напишите этот антоним.

 

 

В демоверсии необходимо найти или подобрать синоним к слову. Однако кодификаторе тем значительно больше.

Поэтому давайте вспомним все термины, чтобы на ОГЭ быть готовыми к любому вопросу.

 

Кодификатор тем (задание № 8)

Лексика и фразеология

2.1 Лексическое значение слова.

Каждое слово что-то обозначает. Если необходимо написать лексическое значение того или иного слова, вспомните, что оно обозначает, и запишите ответ.

 

2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Примеры.

Добрый-жадный

Высоко- низко.

 

Синонимы – это слова, близкие по значению, но отличающиеся каким-то оттенком значения или сферой употребления.

Примеры.

Большой — громадный.

 

Омонимы – это слова, которые пишутся и произносятся одинаково (иногда отличаются лишь ударением, но имеют совершенно разные значения.

Примеры.

Коса (девичья) – коса (инструмент).

Батарея (отопительный прибор) – батарея (в армии).

 

2.3 Фразеологические обороты.

Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову.

Примеры.

Бежать сломя голову – быстро.

Работать спустя рукава – лениться.

2.4 Группы слов по происхождению и употреблению.

По происхождению слова бывают:

  • исконно русские – это основные слова, вошедшие в первоначальный словарный состав русского языка или образовавшиеся впоследствии из лексического материала языка (мать, брат, сестра, вода, жизнь и мн. другие);
  • иноязычные или заимствованные – заимствованы из других языков (вата, шкаф (нем.), вокзал, футбол (англ.), багаж, шеф (франц.) и т. д.).

По употреблению слова бывают:

  • общеупотребительные
  • необщеупотребительные

К необщеупотребительным относятся:

  • диалектные словаслова, используемые в определенной местности, например: курень — дом, бульба – картошка).
  • жаргонизмы — слова, свойственные разговорной речи определенной группы людей (например, студенческий жаргон: хвост — не сданный вовремя экзамен или зачет).
  • профессиональная и терминологическая лексика это лексика, употребляемая в определенной сфере деятельности людей (врачей, инженеров, слесарей и др.) Например: скальпель, бронхоскопия, часть речи, фонема, грамматическая основа.
  • Разговорные – слова, употребляемые в разговорной речи, часто имеющие оценочный характер (доченька, примчаться).
  • Просторечные – эти слова тоже характерны для разговорной речи, но они имеют грубоватый оттенок и часто не соответствуют нормам языка ( ихние, ложат, баба и др.)

 

 По cфере употребления слова бывают:

  • слова активного словарного запаса – часто употребляемые в речи;
  • неологизмы – новые слова, возникающие в языке (аэробу, Интернет); со временем эти слова входят в активный словарный запас;
  • слова, вышедшие из активного употребления, то есть устаревшие.

Среди устаревших слов выделяют:

  • историзмы — слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);х и пользуют в научной литературе или ля создания колорита эпохи .
  • архаизмы — слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб — чело, щёки — ланиты).

 

Стилистическая окраска слова.

Стилистическая окраска слова – это слова, которые преимущественно употребляются в определённом стиле.

По стилистической окраске выделяют слова:

  • стилистичес­ки нейтральные слова – слова, употребляемые во всех стилях без исключения и характерные как для устной, так и для письменной речи (таких слов в речи большинство);
  • стилистически окрашенные слова – слова, употребляемые преимущественно в определённом стиле речи:
  • разговорно-обиходные слова
  • слова научно-популярной лексики
  • слова публицистической лексики
  • слова официально-делового стиля.

 

Выделяют эмо­ционально-экспрессивную лексику.

Это слова, в которых выражается отношение к тому, о чём идёт речь.

Эти слова бывают с положительной и отрицательной оценкой.

Положительная оценка: отличный, прекрас­ный, чудесный, изумительный, роскошный.

Отрицательная оценка: скверный, гад­кий, отвратительный, безобразный, противный.

Слова с разной оценкой, которые характеризуют человека: умни­ца, молодчина, богатырь, орел, лев; глупец, осел, коро­ва, ворона.

Эмоционально-экспрессивная лек­сика чаще употребляется в разговорно-обиход­ной речи.

Характерны экспрессивно окрашенные слова и для публицистического стиля.

В научном, техни­ческом и официально-деловом стилях речи эмоционально окрашенные слова не употребляются.

 

2.5 Лексический анализ текста:

  • определение лексического значения слова,
  • определение значений многозначного слова,
  • определение стилистической окраски слова,
  • определение сферы употребления;
  • определение подбор синонимов, антонимов.

Как выполнить задание № 8?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Хорошо выучите ТЕОРИЮ, необходимую для выполнения задания. Не надейтесь, что в задании будут только вопросы по синонимам, антонимам и фразеологизмам, хотя именно о них чаще всего идёт речь).
  • Внимательно прочитайте задание (нужно или подобрать синоним, или найти в тексте и т.д ), вдумайтесь в него.
  • Запишите ответ.

ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ.

 

8. Лексический анализ.

Замените слово «ЗЫБЬ» (2 предложение) синонимом. Запишите это слово.

Ответ: рябь

 

ИЛИ

 

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: шлюпка

 

ИЛИ

 

Найдите в тексте антоним к слову ПОПЛЁЛСЯ (предложение 43). Напишите этот антоним.

Ответ: побежал

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ