ОГЭ. Задание № 2. Синтаксический анализ текста. Примеры заданий (по кодификатору). 5.1. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

5.1. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

 

В материалах к ОГЭ на сайте ФИПИ дан кодификатор тем по русскому языку. Это  не случайно. По КАЖДОЙ из тем может быть предложен вариант заданий. Поэтому необходимо вспомнить все правила и быть готовым к разным типам задний (а не только к тем, которые ЧАЩЕ всего предлагаются в сборниках).

По теме 5.1. «Словосочетание» возможны следующие задания:

  • из предложенных сочетаний слов найти словосочетания;
  • найти глагольные, наречные  ИЛИ именные словосочетания.

Примечание.

Типы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание – в задании № 4.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Как выполнить задание № 2 по теме «Словосочетание».

 

1.Как найти словосочетание.

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически.

В словосочетании есть ГЛАВНОЕ (от которого задаётся вопрос) и ЗАВИСИМОЕ слово (к которому задаётся вопрос).

Пример.

Интересная книга.

Книга – главное слово (какая?).

Интересная – зависимое).

 

ВЫВОД: при нахождении словосочетания ищем такое, в котором есть главное и зависимое слова.

НЕ являются словосочетанием следующие слова.

  • Грамматическая основа, так как это предложение.

Пример.

Наступила осень.

  • Однородные члены предложения, так как среди них нет главного и зависимого, они равноправны.

Пример.

Красные и жёлтые.

  • Фразеологизмы, так как по значению они равны одному лову.

Пример.

Сломя голову (быстро).

  • Составная форма будущего времени глагола, так как это ОДИН глагол в форме будущего времени.

Пример.

Буду писать.

  • Составная форма сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия.

Примеры.

Более высокий, более высоко.

Самый высокий.

 

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ.

2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)На протяжении веков соль ценилась на вес золота.(2) Из-за неё начинались и заканчивались войны, вспыхивали бунты, за неё покупались целые города, а по количеству имеющихся запасов соли определяли влиятельность человека.

(3)В основном, ценность соли была обусловлена одним её замечательным свойством – способностью сохранять продукты свежими. (4)Люди знали об этом с древнейших времен, и, возможно, именно благодаря использованию соли человечеству удалось миновать многие эпидемии.

(5)Соль во все времена будут использоваться людьми как один из важнейших продуктов, ведь без неё как без рук.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определены словосочетания в предложениях. Запишите номера ответов.

 

1) соль ценилась (предложение 1)

2) начинались и заканчивались (предложение 2)

3) целые города (предложение 1)

4)  запасов соли (предложение 2)

5) как без рук (предложение 5)

Ответ: 34

Пояснение.

1) соль ценилась (предложение 1) – это грамматическая основа предложение;

2) начинались и заканчивались (предложение 2) – это однородные члены;

3) целые города (предложение 1) (города (какие?) целые)

4)  запасов соли (предложение 2) (запасов (чего?) соли)

5) как без рук (предложение 5) – это фразеологизм

 

2.Как определить тип словосочетания по главному слову.

Глагольное словосочетание – это такое, в котором главное слово – глагол, причастие, деепричастие.

Примеры.

Решать (что?) задачу.

Пишущий (что?) письмо.

Делая (как?) быстро.

Именное словосочетание это такое, в котором главное слово – ИМЯ существительное, прилагательное, числительное.

Примеры.

Дом (где?) в городе.

Бесполезный (кому?) людям.

Второй (по чему?) по списку.

Наречное словосочетание – это такое, в котором главное слово, в котором главное слово – наречие.

Примеры.

Слишком быстро. (Быстро в какой степени?)

Вдали (от чего?) от дороги.

Местоименное словосочетание это такое, в котором главное слово – местоимение.

Пример.

Каждый (из кого?) из нас.

 

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ.

2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)На протяжении веков соль ценилась на вес золота.(2) Из-за неё начинались и заканчивались войны, вспыхивали бунты, за неё покупались целые города, а по количеству имеющихся запасов соли определяли влиятельность человека.

(3)В основном, ценность соли была обусловлена одним её замечательным свойством – способностью сохранять продукты свежими. (4)Люди знали об этом с древнейших времен, и, возможно, именно благодаря использованию соли человечеству удалось миновать многие эпидемии.

(5)Соль во все времена будут использоваться людьми как один из важнейших продуктов, ведь без неё как без рук.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определены именные словосочетания. Запишите номера ответов.

 

1) запасов соли (предложение 2)

2) сохранять продукты (предложение 3)

3) знали об этом (предложение 3)

4)  одним свойством (предложение 4)

5) благодаря соли (предложение 4)

Ответ: 14

Пояснение.

1) запасов соли (предложение 2) (запасов (чего?) соли, главное слово — сущ.)

2) сохранять продукты (предложение 3) (сохранять (что?) продукты, главное слово – глагол)

3) знали об этом (предложение 3) (знали (о чём?) об этом, главное слово – глагол)

4)  одним свойством (предложение 4) (свойством (каким?) одним главное слово – сущ.)

5) благодаря соли (предложение 4) (благодаря (чему?) соли, главное слово – деепричастие)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ