ОГЭ. Задание № 2. Синтаксический анализ текста. Теория (по кодификатору) + пример задания 5.3 Второстепенные члены предложения.

 

В материалах к ОГЭ на сайте ФИПИ дан кодификатор тем по русскому языку. Это дано не случайно. По КАЖДОЙ из тем может быть предложен вариант заданий. Поэтому необходимо вспомнить все правила и быть готовым к разным типам задний (а не только к тем, которые ЧАЩЕ всего предлагаются в сборниках).

По теме 5.3 Второстепенные члены предложения возможны следующие задания:

  • укажите варианты ответов, в которых верно определены дополнения;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены прямые (ИЛИ косвенные) дополнения;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены определения;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены согласованные (ИЛИ несогласованные) определения.
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены обстоятельства;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены обстоятельства места (ИЛИ времени и др.)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Как выполнить задание № 2 по теме:

«Второстепенные члены предложения».

 

Вспомним ТЕОРИЮ.

Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления и примыкания.

ДОПОЛНЕНИЕ.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.

Виды дополнений:

прямоедополнение в форме винительного падежа без предлога;

Примеры.

Решать (что?) задачу, увидеть (кого?) подругу.

 косвенноевсе остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

Примеры.

Говорить (о чём?) о книге, любоваться (чем?) природой.

Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.

Примечание.

  • В отрицательных предложениях прямое дополнение может стоять в форме родительного падежа.

Подсказка: такое дополнение легко поставить в форму винительного падежа.

Пример.

Он не читал письма (чего? родит. падеж) – он не читал письмо (что? винит. падеж).

  • Если прямое дополнение обозначает часть целого, то тоже может стоять в форме родительного падежа.

Пример.

Выпить молока – выпить молоко.

ТРУДНЫЙ СЛУЧАЙ.

Если дополнение выражено инфинитивом, то оно не имеет формы падежа. Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

Пример.

Я предложил ему (что?) приехать.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Определениеэто второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.

Виды определений:

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Примеры.

Солнечная погода – о солнечной погоде.

 

 Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

  • управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

Примеры.

Памятник (какой?) из бронзы – о памятнике каком?) из бронзы

  • примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

Примеры:

Макароны (какие?) по-флотски, (чей?) их дом.

 

Способы выражения несогласованных определений:

  • Имя существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога: платье в клетку, мебель из дуба);
  • Инфинитив : желание (какое? жить, возможность (какая?) узнать;
  • Наречие: поворот (какой?) направо.
  • Прилагательное в сравнительной степени: предложение (какое?) поинтереснее, дома (какие?) повыше.
  • Притяжательные местоимения ЕЁ, ЕГО, ИХ: (чья?) его книга.
  • Цельные словосочетания с главным словом – существительным: девушка (какая?) с русыми волосами.

Как отличить несогласованные определения от дополнений?

  • Многие несогласованные определения можно заменить согласованными: дом из камнякаменный дом.

Примечание.

Не все несогласованные определения можно заменить согласованными: решение написать, поворот направо.

  • Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Примеры.

Шла женщина (с кем?) с ребёнком (дополнение).

Он встал за женщиной (какой?) с ребёнком (определение).

  • Определение относится к существительному, а обстоятельство – к глаголу.

Примеры.

Мы вошли (куда?) в театр (обстоятельство).

Вход (какой?) в театр (определение) был уже открыт.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.

Обстоятельствоэто второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда?  почему? зачем? как? и др. Подчеркивается линией тире и точка.

 Виды обстоятельств по значению:

  • места (где? куда? откуда?): приехал (куда?) в город; остановился (где?) в гостинице);
  • времени (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?): приехал (когда?) поздно; (с каких пор?) с утра выполнял задание;
  • образа действия (как? каким образом? каким способом?): говорил (как?) убедительно;
  • меры и степени (в какой мере? в какой степени? насколько?): в какой степени?) очень устал;
  • сравнения (как? подобно кому? подобно чему?): щенок свернулся (как?) калачиком;
  • причины (почему? отчего? по какой причине?): она соглашалась (почему?) для приличия;
  • цели (зачем? для чего? с какой целью?): остановились (с какой целью) оглянуться;
  • условия (при каком условии?): Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
  • уступки (вопреки чему? несмотря на что?): они пошли, (несмотря на что?) несмотря на дождь.

 

 

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ № 2.

2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)На протяжении веков соль ценилась на вес золота.(2) Из-за неё начинались и заканчивались войны, вспыхивали бунты, за неё покупались целые города, а по количеству имеющихся запасов соли определяли влиятельность человека.

(3)В основном, ценность соли была обусловлена одним её замечательным свойством – способностью сохранять продукты свежими. (4)Люди  учились беречь соль, знали об этом с древнейших времен, и, возможно, именно благодаря использованию соли человечеству удалось миновать многие эпидемии.

(5)Соль во все времена будут использоваться людьми как один из важнейших продуктов, ведь без неё как без рук.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определены дополнения в предложениях. Запишите номера ответов.

 

1) знали об этом (предложение 4)

2) обусловлена свойством (предложение 3)

3) влиятельность человека (предложение 1)

4)  покупались города (предложение 2)

5) учились беречь (предложение 4)

Ответ: 125

Пояснение.

1) знали об этом (предложение 4) (знали о чём)

2) обусловлена свойством (предложение 3) (обусловлена чем?)

3) влиятельность человека (предложение 1) (влиятельность чья? человека – это несогласованное определение)

4)  покупались города (предложение 2) (что7 города – это подлежащее)

5) учились беречь (предложение 4) (учились чему?)

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ