ОГЭ. Задание № 2. Синтаксический анализ текста. Теория по кодификатору + примеры. Типы сложных предложений.

Типы сложных предложений.

В материалах к ОГЭ на сайте ФИПИ дан кодификатор тем по русскому языку. Это дано не случайно. По КАЖДОЙ из тем может быть предложен вариант заданий. Поэтому необходимо вспомнить все правила и быть готовым к разным типам задний (а не только к тем, которые ЧАЩЕ всего предлагаются в сборниках).

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Тема «Сложное предложение» в кодификаторе представлена следующим образом:

5.8 Сложное предложение

5.9 Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения

5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями

Примерные заданий, которые могут быть предложены по данной теме.

  • укажите варианты ответов, в которых верно определены сложные предложения;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены ССП (сложноподчинённые предложения);
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены СПП (сложноподчинённые предложения)
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены БСП (бессоюзные сложные предложения)
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определена подчинительная связь между частями БСП;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определена сочинительная связь между частями БСП.

 

Как видим, тема большая, вопросы могут быть самыми разными.

Вспомним ТЕОРИЮ.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

 Как отличить сложное предложение от простого.

Находим грамматические основы. Ели основа одна – это простое предложение, если две и более – сложное.

Пример.

Я видел листву не только золотую, но и фиолетовую и коричневую. (Одна основа, простое предложение).

Стоял апрель, мы жили в Ялте. (Две основы, сложное).

 Как определить ССП.

В СПП простые предложения соединены при помощи сочинительных союзов (И, А, НО, ИЛИ и др.), не зависят друг от друга, между ними можно поставить точку.

Будьте внимательны! Сочинительные союзы ставятся и между однородными членами; в ССП обязательно должно быть не менее ДВУХ грамматических основ.

Пример.

Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, И мальчик сжал пальцы в кулак. ( Две основы, сочинительный союз И между простыми).

 

Как определить СПП.

В СПП простые предложения соединены при помощи подчинительных союзов (это все вопросы — как, который, когда и пр., и союзы типа так как, потому что, чтобы и др.),от одного предложения ( главного) можно задать вопрос к другому ( придаточному).

Пример.

Мери сказала, ЧТО идет в город заложить обручальное кольцо. (Мери сказала ЧТО? От главного задаём вопрос к придаточному.

Обратите внимание: речь в обоих предложениях идёт о Мери, но во втором есть подчинительный сою ЧТО, поэтому это уже другое предложение).

 

Как определить БСП.

В БСП простые предложения соединены при помощи знаков препинания и интонации, между ними нет союзов.

 

Пример.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день. (Три грамматические основы, нет союзов).

 

Как определить БСП с подчинительной связью между простыми в нём.

БСП с подчинительной связью между простыми в нём – это такие предложения, в которых стоят между простыми тире или двоеточие (они похожи на СПП, только без союзов между простыми).

 

ТИРЕ ставится.

  • Простые предложения противопоставлены по смыслу, можно поставить союзы А, НО.

Пример.

Весна сажает – осень собирает (А осень собирает).

  • В первом – время или условие.

Любишь кататься – люби и саночки возить (ЕСЛИ любишь, условие).

Пример.

  • Во втором – следствие, присоединительное значение, быстрая смена событий.

Пример.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова ( быстрая смена событий).

  • При сравнении.

Пример.

Молвит слов – соловей поёт (как соловей поёт)

 

 

ДВОЕТОЧИЕ ставится.

Во втором – причина .

Пример.

Второе – объясняет первое (можно вставить слова А ИМННО, ТО ЕСТЬ).

Пример.

Второе – дополняет первое (можно вставить ЧТО).

Пример.

 

Как определить БСП с сочинительной связью между простыми в нём.

БСП с сочинительной связью между простыми в нём – это такие предложения, в которых стоят между простыми запятые или точка с запятой (они похожи на ССП, только без союзов между простыми).

 

ЗАПЯТАЯ ставится при перечислении, одновременности или последовательности событий.

Пример.

Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли, тихонько шептались деревья, кукушка кричала вдали, (А. К. Толстой) (Три основы).

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится, если хотя бы одно из простых распространено, имеет знаки препинания.

Пример.

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабея, то исчезали. (И. Тургенев) (Каждое простое само тоже распространено однородным членами).

 

Как определить сложное предложение с разными видами связи между частями.

В сложном предложении с разными видами связи между частями есть и ССП, и СПП, и БСП. Нужно находить грамматически основы и смотреть, как они соединены.

 

Пример.

В саду было просторно И росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, ТАК ЧТО теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.(Союз И соединяет два простых в ССП, запятой нет, так как общий второстепенный член «в саду». Союз ТАК ЧТО соединяет главное и придаточное в СПП. Двоеточие ставится между частями БСП.

 

 

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ.

2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

(2)В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли. (3) Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. (4) Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно. (5) Логическое повествование не складывалось. (6) Фразу трудно было прочесть вслух…

(7) И вот сразу же после окончания университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

(8)Во- первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, хорошо написанные, с моей точки зрения, хорошо написанные прозой – научной, искусствоведческой, и делал из них выписки – главным образом фразеологические обороты, отдельные слова и целые предложения…

(9)Во- вторых, я решил писать каждый день и писать особым образом. (10) Я решил (и решил правильно), что главный источник богатой письменно речи – речь устная. (11)Поэтому я старался записывать свою … устную речь, старался догнать свой внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю – адресату письма или просто читателю. (12)И как-то быстро стало получаться. (13)Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраженные мысли.

(14)Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне было поручено написать главу о литературе XI – XIII вв. (15)Далось мне это нелегко… (16)Я переписывал текст от руки десять раз. (17)Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом. (18)Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня стали приглашать участвовать в разных изданиях…

(По Д.С.Лихачёву)

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определены ССП (сложноподчинённые предложения). Запишите номера ответов.

 

1) предложения 2, 4 – сложноподчинённые;

2) предложение 7 – сложносочинённое;

3) в бессоюзном сложном второе предложение дополняет смысл первого (предложение 1)

4) предложение 18 — сложное с разными видам связи;

5) предложение 17- простое.

Ответ: 145

Пояснение.

1)предложения 2, 4 – сложноподчинённые;

(2)В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли.

(4) Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно

 

2) предложение 7 – сложносочинённое;

(7) И вот сразу же после окончания университета я решил учиться писать, и систему придумал сам. (Это простое, в нём одна грамматическая основа).

 

3) в бессоюзном сложном второе предложение дополняет смысл первого (предложение 1)

(1)В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

(Здесь значение пояснения).

 

4) предложение 18 — сложное с разными видам связи;

18)Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, И с этого момента меня стали приглашать участвовать в разных изданиях… (СПП + ССП)

 

5) предложение 17- простое.

17)Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

  Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ