ТЕСТ. Литература. ЕГЭ. А.Н.Островский. «Гроза». Вариант № 3 .

 

 

Данный вариант тестовых заданий составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы , пояснения к ним, а также примеры развёрнутых ответов на вопросы заданий № 8 и 9 .Материал поможет учащимся при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.
Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.
Версия для копирования.

Часть 1

Часть 1
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания
1 — 9.

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!  В мещанстве,  сударь, вы ничего,  кроме  грубости да  бедности нагольной не  увидите.  И  никогда нам, сударь, не  выбиться из этой  коры!

Потому что  честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А  у кого  деньги, сударь, тот старается  бедного  закабалить,  чтобы на его труды даровые еще  больше денег  наживать. Знаете,  что  ваш дядюшка,  Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он  ни  одного из них путем  не  разочтет.  Городничий и  стал ему говорить:  «Послушай,— говорит,— Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый  день ко мне  с жалобой  ходят!» Дядюшка  ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит  ли,  ваше  высокоблагородие,  нам  с   вами  о  таких  пустяках  разговаривать!  Много у меня  в  год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу  я  им по какой-нибудь копейке  на  человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!» Вот как,  сударь! А между  собой-то,  сударь, как живут!

Торговлю  друг  у  друга подрывают,  и  не  столько из корысти,  сколько  из зависти.  Враждуют друг на  друга; залучают в свои  высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно.  А те им  за малую благостыню  на гербовых листах  злостные кляузы строчат на  ближних. И  начнется  у них,  сударь,  суд да дело, и  несть конца мучениям. Судятся,  судятся здесь да  в  губернию    поедут, а там уж их и  ждут да  от , радости  руками  плещут.  Скоро  сказка  сказывается, да не  скоро дело делается;  водят  их,  водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им

и надобно. «Я,— говорит,—потрачусь, да уж и ему станет  в копейку». Я было

хотел все это стихами изобразить…

       Борис. А вы умеете стихами?

К у л и  г  и н.  По-старинному,  сударь. Поначитался-таки  Ломоносова,

Державина…  Мудрец был Ломоносов,  испытатель природы…  А ведь  тоже  из нашего, из простого звания.

Борис. Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин.  Как можно,  сударь! Съедят, живого проглотят.  Мне уж и  так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную  жизнь  хотел я вам,  сударь, рассказать; да когда-нибудь в  другое время. А тоже есть что послушать.

(А.Н. Островский. «Гроза». Действие 1. Явление 2).

1

К какому жанру относится произведение А.Н. Островского «Гроза»?

Ответ:

Правильный ответ
2

Как называется развернутое высказывание одного героя?

 

Ответ:

Правильный ответ
3

 

3. Какие три художественных средства использовал автор в данном отрывке из произведения?

«Торговлю  друг  у  друга подрывают,  и  не  столько из корысти,  сколько  из зависти.  Враждуют друг на  друга; залучают в свои  высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно.  А те им  за малую благостыню  на гербовых листах  злостные кляузы строчат на  ближних. И  начнется  у них,  сударь,  суд да дело, и  несть конца мучениям. Судятся,  судятся здесь да  в  губернию    поедут, а там уж их и  ждут да  от , радости  руками  плещут.  Скоро  сказка  сказывается, да не  скоро дело делается;  водят  их,  водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет  в копейку». Я было  хотел все это стихами изобразить…»

 

1)эпитеты,

2)лексический повтор,

3)олицетворение,

4)метафора,

5)гипербол

Ответ:

Правильный ответ
4

Установите соответствие между персонажами и фразами, им высказанными: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ПЕРСОНАЖИ. ФРАЗЫ.
А) Катерина

Б) Кабаниха

В) Дикой

1) …Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»

2) …У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!..»

3) «…А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее…»

4) …Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»

Ответ:

Правильный ответ
5

Как называется лексическое средство, не раз использованное автором  в данном эпизоде: «суд да дело», «станет в копейку». 

Ответ:

Правильный ответ
6

К какому типу героев пьесы относится Кулигин?

1)главный,

2) второстепенный,

3) эпизодический

4) внесценический.

Ответ:

Правильный ответ
7

В какой статье критик Н. Добролюбов назвал «Грозу»   «самым решительным произведением» драматурга, где самодурство доведено до «трагических последствий».

Ответ:

Правильный ответ

8

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Как в данном эпизоде «Грозы» отражён социальный конфликт произведения?

Ответ:

Правильный ответ
9

В каких произведениях русской классики показана роль денег, богатства в обществе, сопоставьте эти произведения с «Грозой» А. Н. Островского?

Ответ:

Правильный ответ

Вернутьсяк списку тестов по литературе ЕГЭ