ТЕСТ. ОГЭ. Русский язык. Вариант № 3.

Версия для копирования

 

Данный вариант тестовых задний составлен в формате ОГЭ. Даны ответы и комментарии к ним, а также предлагаются варианты сочинений 15.1-15.3.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

 

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Текст для прослушивания

«Сгореть от стыда», «провалиться со стыда» — именно так говорим мы, когда нам стыдно за свои дела, поступки. К сожалению, в каждом из нас есть эмоции, мысли, чувства, поступки, которые хотелось бы скрыть от других людей, во многом потому, что сами не готовы их принять.

«Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой,” – так писал Л.Н. Толстой . Человек  должен научиться стыдиться, сам осознавать  свои ошибки, промахи. Только тогда он сможет в будущем не допускать ситуаций, когда ему будет стыдно за самого себя.

Нужно ли при людях стыдить ребёнка? Ведь публичное унижение, хотя и может привести к желаемому результату, сильно травмирует психику. Необходимо чувствовать грань между тем, что можно делать, а чего нельзя, внушая детям правила нравственности. В любом случае, «плохие поступки» лучше обсуждать с глазу на глаз. Нужно учить понимать, почему стыдно поступать так или иначе, показывать своим примером, как именно нужно делать, что говорить — в этом сущность воспитания личности.

 150 слов.

Ответ:

Правильный ответ

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

 

(1)Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. (2)Даже сам учитель Федор Петрович брал у меня ножик, чтобы зачинить карандаш. (3)Неприятность как раз и произошла на уроке, при Федоре Петровиче. (4)Мы с Юркой решили вырезать на парте что-нибудь вроде буквы «В» или буквы «Ю» (теперь, во втором классе, мы уже знали все буквы), и я полез в сумку, чтобы достать ножичек.

(5)Рука, не встретив ножичка в привычном месте, судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там среди книжек и тетрадей, а под ложечкой неприятно засосало, и ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины. (6)Федор Петрович обратил внимание на мою возню и мгновенно навис надо мной во всем своем справедливом учительском гневе.

(7)– Что случилось, почему ты под партой? (Значит, уж сполз я под парту в рвении поисков.) Встань как следует, я говорю!

(8)Наверно, я встал и растерялся, и, наверно, вид мой был достаточно жалок, потому что учитель смягчился.

(9)– Что случилось, можешь ты мне сказать?

(10)– Ножичек у меня украли… который из Москвы…

(11)Почему я сразу решил, что ножичек украли, а не я сам его потерял, неизвестно. (12)Но для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь завидовали моему ножу.

(13)– Может, ты забыл его дома? Вспомни, подумай хорошенько.

(14)– Нечего мне думать. На первом уроке он у меня был, мы с Юркой карандаши чинили… А теперь нету…

(15)– Ну хорошо, – угрожающе произнес Федор Петрович, возвращаясь к своему столу и оглядывая класс злыми глазами. – Кто взял нож, подними руку.

(16)Ни одна рука не поднялась. (17)Покрасневшие лица моих товарищей по классу опускались ниже под взглядом учителя.

(18)– Сейчас мы узнаем, кто из вас не только вор, но еще и трус и лгун. Выйти всем из-за парт, встать около доски!

(19)Первым делом Федор Петрович стал проверять сумки, портфелишки и парты учеников. (20)Тщательно обыскав все сумки и парты, Федор Петрович принялся за учеников.

(21)И вот что произошло, когда учителю осталось обыскать трех человек. (22)Я стал укладывать в сумку тетради и книжки, как вдруг мне на колени из тетрадки выскользнул злополучный ножичек(23). Теперь я уж не могу восстановить всего разнообразия чувств, нахлынувших на меня в одно мгновение.(24) Ручаться можно только за одно – это не была радость от того, что пропажа нашлась, что мой любимый ножичек с костяной ручкой и зеркальными лезвиями опять у меня в руках. (25)Напротив, я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю.

(26)Встать и произнести громко: «Ножичек нашелся» – я был не в силах. Язык отказался подчиниться моему сознанию, или, может, сознание недостаточно четко и ясно приказывало языку. (27)Потом мне рассказали, что я, как лунатик, вышел из-за парты и побрел к учительскому столу, вытянув руку вперед: на ладони вытянутой руки лежал ножичек.

(28)– Растяпа! – закричал учитель (это было его любимое словечко, когда он сердился). – Что ты наделал!.. Вон из класса!.. Вон!

(29)Я упрямо стоял около дверей, пока мимо меня не прошел весь класс. (30)Последним выходил Федор Петрович.

(31)– Растяпа! – произнес он снова злым шепотом. – Ножичек у него украли… Эх, ты!..

(По произведению В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой».)

*В.А.Солоухин – русский советский писатель и поэт видный представитель «деревенской прозы».

Ответами к заданиям 2–14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой рассказа не был рад тому, что ножичек нашёлся?»

1)Он не очень им дорожил.

2)Ему было стыдно за то, что по его вине одноклассников подозревали в воровстве.

3) Мальчику нравилось, какой переполох произвела его пропажа, он с удовольствием смотрел на происходящее.

Ответ:

Правильный ответ

 

3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) И вот что произошло, когда учителю осталось обыскать трех человек.

2) Первым делом Федор Петрович стал проверять сумки, портфелишки и парты учеников.

3)Рука, не встретив ножичка в привычном месте, судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там среди книжек и тетрадей, а под ложечкой неприятно засосало, и ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины.

4) Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями

Ответ:

Правильный ответ

 

4

Из предложений предложений 14-17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

 Ответ:

Правильный ответ
5

Из  предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В на­ре­чии пишется столь­ко Н, сколь­ко в слове, от ко­то­ро­го оно образовано».

Ответ:

Правильный ответ

 

6

Замените  разговорное  слово  «мыкнулась»  в  предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

Правильный ответ

 

7

Замените словосочетание «костяная ручка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Ответ:

Правильный ответ

 

8

Выпишите грамматическую основу  предложения 21.

Ответ:

Правильный ответ

 

9

 

Среди предложений 21-26 найдите предложение с обособленным согласованным определением.  Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Правильный ответ

 

10

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

(12)Но для меня-то сомнений не было(1) конечно(2) кто-нибудь украл (3) все ведь завидовали моему ножу.

(13)– Может(4) ты забыл его дома? Вспомни(5) подумай хорошенько.

Ответ:

Правильный ответ

 

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.

Ответ:

Правильный ответ

 

12

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ручаться можно только за одно (1)это не была радость от того(2) что пропажа нашлась(3) что мой любимый ножичек с костяной ручкой и зеркальными лезвиями опять у меня в руках.

Напротив (4) я скорее обрадовался бы (5) если бы он провалился сквозь землю (6) да (7) признаться (8) и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю.

Ответ:

Правильный ответ

 

13

Среди предложений 23-26 найдите  сложноподчинённое  предложение с однородным  подчинением  придаточных.  Напишите номер этого предложения.

 Ответ:

Правильный ответ

 

14

Среди предложений 27-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Правильный ответ

 

Не  забудьте  перенести  все  ответы  в  бланк  ответов № 1

в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке

ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед

написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1

Напишите сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания известного русского писателя В.Г. Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г.Короленко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Правильный ответ

 

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «(31)– Растяпа! – произнес он снова злым шепотом. – Ножичек у него украли… Эх, ты!..».

Приведите  в  сочинении  два  аргумента  из  прочитанного  текста,

подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Правильный ответ

 

15.3

Как Вы понимаете значение слова СТЫД? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Почему людям бывает стыдно за себя?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Правильный ответ
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ